patentat (patentat) wrote,
patentat
patentat

Category:

Ценность изобретения

Какие бывают изобретения? По одной из классификаций они могут быть разделены на следующие виды:

- Радикальные (пионерные, базовые, прорывные),
- Усовершенствующие (модернизирующие),
- Расширение арсенала (реализация того же назначения другими способами).

Достаточно простая и интуитивно понятная классификация. При знакомстве с изобретением всегда можно сказать, к какому виду оно относится. Если инновация позволяет реализовать то, что раньше невозможно было сделать – она прорывная. Если улучшаются свойства уже существующего продукта или технологии – это усовершенствование. А с расширением арсенала и так все очевидно.

В чем практическая ценность такой классификации? Благодаря разделению изобретений на эти виды можно легко определять те, на которые стоит обращать внимание. Естественно, что в первую очередь будут цениться пионерные изобретения, далее по значимости идут усовершенствования, а на новую реализацию уже имеющегося продукта или технологии можно даже не обращать внимания – зачем, если нечто подобное уже имеется и получить прибыль на этом вряд ли получится?

И благодаря именно этой классификации очень легко проглядеть изобретения, по настоящему перспективные с точки зрения получения прибыли, и сосредоточиться на том, что не обеспечит никакой отдачи. Как такое может произойти?

Дело в том, что прорывные изобретения зачастую представляют собой лишь демонстрацию возможности решения задачи, которая ранее была нерешаема. Вложение средств в производство пионерных изобретений (изготавливаться может только конкретное изделие, а не обобщенная идея) чревато тем, что чуть позже на основании прорывного изобретения будут сделаны усовершенствующие изобретения или та же задача будет решена другим способом – и эти изобретения относительно небольшого уровня позволят конкурентам обойти базовое изобретение по каким-либо важным показателям. И тогда вложения в пионерный продукт, а не в дальнейшие разработки, станут убыточными.

В качестве примера можно привести изобретение братьями Райт способа управления планером. В соответствии с их изобретением управление осуществлялось взаимно-противоположным перекосом концов крыльев – то есть, например, конец крыла на передней кромке поднимался вверх, а на задней кромке опускался вниз (и на оборот на втором крыле). Исследователи получили патент на свое, несомненно, прорывное изобретение, и начали патентную войну, отстаивая свои права на получение заказов от правительства.

9-011
Рисунок из патента братьев Райт. Перекашивались концы крыльев, обозначенные буквами a,d и b,c

Тем временем другие пионеры авиации на основе изысканий Райтов придумали так называемые элероны – плоские элементы, которые могли поворачиваться относительно поверхности крыла на шарнирном соединении. Вроде бы одно и то же, позволяет решить задачу отклонения части крыла от основной плоскости, но налицо усовершенствование. Ввиду того, что элероны имеют нежесткое соединение с крылом, они могут поворачиваться на больший угол, а это значит, что достаточно по одному элерону на каждом крыле.

9-03
На крыльях элероны также отклоняются в разные стороны, но теперь только на задней кромке крыла. В хвостовом оперении используются руль высоты и руль направления, устройство которых, в общем-то, аналогично элеронам

Уменьшение количества управляемых элементов упрощает систему управления самолетом, повышает ее надежность и уменьшает занимаемое ей место. И вот изобретение, реализующее ту же задачу и кажущееся, на первый взгляд, расширением арсенала, оказывается усовершенствующим изобретением. Назвать такое изобретение прорывным сложно, однако массовое производство самолетов началось только с появлением элеронов. А это значит, что по-настоящему прорывной инновацией изобретение братьев Райт стало только после этого небольшого усовершенствования.

Другой пример недостаточности пионерного изобретения для создания прорывной инновации относится к тому же времени, но к другой области – радиосвязи. Известно (и это признано международной ассоциацией  IEEE), что радио изобрел А.С. Попов. В чем заключалось его изобретение? Он соединил ранее известные элементы и добавив звонок для встряхивания когерера – стеклянной трубки, наполненной опилками (она же трубка Бранли).

9-1
Приемник А.С. Попова

Когерер позволял определять наличие электромагнитного колебания, создаваемого вибратором Герца, но только один раз – после первого же электрического колебания опилки слипались и для восстановления работоспособности когерера его надо было встряхнуть. Благодаря применению звонка встряхивание когерера происходило в автоматическом режиме. Такой приемник позволял получать сообщения, передаваемые искровым генератором с помощью азбуки Морзе, и к нему можно было даже присоединить телеграфный аппарат.

Было ли это изобретение пионерным? Несомненно. Впервые удалось осуществить и достоверно продемонстрировать передачу электрических сигналов на значительное расстояние без проводов. Смогло бы это изобретение само по себе стать прорывной инновацией? По всей видимости, нет. И вот почему.

Как видно из схемы приемника Попова, для реализации автоматического встряхивания когерера используются два реле, работа которых обеспечивается электрической батареей. В то время гальванические элементы были не так компактны, как в настоящее время, и повышенный расход тока на реле требовал тяжелых батарей с большими габаритами. А это делало систему радиосвязи с таким приемником стационарной установкой, у которой в то время уже был весьма распространенный и могущественный конкурент – проводной телеграф. И даже на кораблях, где преимущество нового вида связи могло бы проявиться в полной мере, радиоаппаратура получила широкое распространение только после одного небольшого дополнительного усовершенствования.

Не останавливаясь на достигнутом, А.С. Попов вместе с учениками продолжал исследования радиосвязи. Через несколько лет после изобретения Поповым устройства, принимающего радиосигналы, его ассистенты П.Н. Рыбкин и Д.С. Троицкий во время настройки радиоприемника для проверки когерера подключили к нему телефонные трубки (наушники) и… услышали передаваемый сигнал. Оказалось, что когерер при уровне сигнала, недостаточном для его возбуждения, проявляет свойства полупроводника, то есть детектора, преобразующего высокочастотный сигнал в низкочастотный. Теперь не было нужды в реле для встряхивания когерера и, соответственно, в большой гальванической батарее. Оборудование радиосвязи стало «мобильным» и быстро распространилось как на военно-морском, так и гражданском флоте.

Что интересно, для получения достаточно массового радиоприемника пришлось сделать «инновационную петлю»: сначала, для демонстрации возможности радиосвязи и перспективности исследований в этой области, было необходимо обеспечить автоматическое встряхивание когерера, а затем, для широкого распространения радиосвязи, потребовалось отказаться от этого встряхивания. Было ли возможно сделать это сразу, без поиска способов встряхивания? Неизвестно. Да и кому в голову могло прийти подключить головные телефоны к когереру, если еще было даже не понятно, может ли там что-то быть.

С точки же зрения инновационного процесса очевидно, что вкладывание сил и средств в масштабное производство приемника Попова первой системы было бы не самым разумным шагом, поскольку потребительские свойства этого устройства были недостаточны для выигрыша конкуренции у других систем связи. Зато небольшое усовершенствование открыло широкую дорогу для этого пионерного изобретения. И то, что это сделали авторы основного изобретения, было совсем не обязательным.

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что для осуществления прорывной инновации, заключающейся в коммерциализации пионерного изобретения, недостаточно ориентироваться на пионерные изобретения и открытия, поскольку небольшие усовершенствования или даже другие варианты реализации уже достигнутого результата могут обеспечить совершенно иные потребительские свойства и востребованность изделия.  И если усовершенствования будут сделаны конкурентами, то они вырвутся вперед.

Все это говорит о том, что исследования должны продолжаться при одновременной защите уже сделанных изобретений и открытий. Однако заниматься постоянными усовершенствованиями без производства коммерчески выгодных вариантов разрабатываемого продукта тоже невозможно, так как потребитель готов платить только за конечный результат, который можно применить для своих нужд. И золотая середина между попытками коммерциализации первых же разработок и постоянными усовершенствованиями в буквальном смысле становится золотой.
Tags: изобретение, инновации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments